Psytribe — это открытое сообщество любителей музыки psychedelic trance, goa и chill-out. Мы посещаем тематические мероприятия и общаемся о культуре нового времени.

«Духовный опыт и психоделики». Фрагмент интервью с "Nothing to be".

Nirmala 07.12.2008, 19:06 7378 4



Духовный опыт, духовное развитие и психоделики: есть ли между ними что-то общее?

Общего между ними ровно столько, насколько эти понятия связаны между собой в сознании человека.
Для меня духовный опыт – желание разобраться, не обращая внимания на нами же созданные препятствия, кто есть мы, что есть окружающий мир, что есть Бог, и попытка собрать всё это воедино. Это опыт выхода за пределы дома и переживания родства с безграничной вечностью здесь и сейчас, попытка пронести его, не испортив, выбирая всегда «себя лучшего». Слияние действий, чувств, мыслей, совести и всего, что есть, в единое целое, проводящее истину безусловной природы бытия.
С другой стороны, духовный опыт имеет такое же отношение к пафосу вышесказанного, как свет фонаря к своему отражению в ряби мутной лужи. 

Есть взгляд на жизнь, в котором она является неким подобием сна. Когда мы спим (в привычном понимании слова), сон для нас вполне реален: мы не догадываемся, что это сон, пока он не кончится. С точки зрения персонажей какого-нибудь романа, тот мир, который они населяют – рождаются, работают, что-то ищут, развлекаются, умирают и т.д. – реальность. С точки зрения автора – иллюзия.
И путь от куклы к кукловоду – наверное, то, что называют эволюцией сознания.

При помощи психоделиков легко попасть в другой сон, с другой «реальностью», другими ценностями, взаимодействиями. Но психоделики не учат пробуждению от сна в противоположность духовному опыту. Не важно, в каком из этих снов мы живем и что при этом делаем, важно – хотим ли мы проснуться или нет.
Не просыпаться (привет искателям  :biggrin:), а проснуться.
Можно провести такую аналогию. Представьте, что мы с самого рождения увлечённо, до самозабвения играем в компьютерную игру, и вдруг в нее начинают просачиваться вещи из какого-то более реального и всеобъемлющего мира, чем тот, к которому мы уже успели привыкнуть. Духовный опыт состоит в улавливании этих реальных моментов. А психоделики при желании меняют одну игру на другую и ставят перед фактом: «да, мы играем в игры».

Есть люди, утверждающие, что психоделики расширили их возможности и сделали свободнее, есть люди, сменившие благодаря им одни привязанности на другие, есть попавшие в «санаторий».
Однажды в горах, в тумане при видимости метров пять у одного приятеля случился психологический срыв. Вместо единства со стихией и познания друг друга как неделимой команды, что прожили остальные, он получил одно из самых болезненных переживаний в жизни.
Всё дело в нас. Что мы вообще хотим, какого рода опыт нам нужен, и нужен ли вообще?


Можно ли рассматривать психоделики как Путь?

В Японии чуть ли не после всех слов можно поставить постфикс «до», что означает «путь». Любой аспект жизни при осознанном подходе можно рассматривать как путь, где через совершение безупречного действия и налаживание дисциплины внешняя, видимая работа является результатом более тонкой работы сознания. Наверняка психоделики можно рассматривать как путь точно так же, как и всё остальное, с чем приходится человеку иметь дело, но, по наблюдениям, мало у кого они подразумевают работу над собой.
Чаще всего пребывание в свободном от самоограничения состоянии само по себе и является целью употребления психоделиков. Я не видел никого, кто назвал бы вещества своим Путем. В большинстве случаев это что-то вроде развлечения, праздника среди будней.
Но идущему по Пути не нужны специальные развлечения. Каждое мгновение его жизни неповторимо, как новая глава. Ему не нужно смотреть в калейдоскоп и кататься на аттракционах. Не нужно просить художника перекрасить мир. Если возник вопрос, чем убрать скуку и чем бы поразвлечься – значит, откуда-то эта скука взялась, что-то не так, и, скорее всего, мы делаем то, чего не хотим делать, где-то в глубине обманывая самих себя.

Не всегда психоделики употребляют ради потехи. Одно из составляющих духовного роста – бывшая реальность становится иллюзией, игрой, а на её место приходит новое, более широкое видение. С помощью психоделиков легко дорасти до критического отношения к нашим ценностям и способам постижения мира, увидеть весь этот балаган, но отсутствие «подлинного», которое должно прийти на замену фантику, может привести к катастрофе, как если бы мы потеряли выход из сумасшедшего дома.
Как в дзенской притче: «познавание – иллюзия, непознавание – бессмыслица».
Если пережито и знакомо то, что выше этой двойственности, делай что хочешь – не ошибёшься.
Если нет – то сильно соваться туда и не нужно, потому что расширенное восприятие будет цепляться за всё, что угодно, и сознание может свить себе новое уютное гнёздышко вокруг какой-нибудь заморочки, вытащить из которого способно только просветлённое вмешательство или сильный шок.  :!:

Возможно ли сочетание традиционных техник, типа медитации, с приемом психоделиков? 

Возможно любое сочетание всего, что есть. Каждый человек должен сам для себя решить. В любом случае, важно не «что» делать в этом цирке, а «как», с каким мотивом, с каким состоянием сознания, во имя чего. Много кто рассматривает выполнение различных упражнений как некую сделку: «сделаю как надо – достигну просветления», забывая, что правильное их выполнение является не причиной, а следствием возвышенных состояний, ростками в проявленный мир дерева, корни которого в бесконечности. Счастье нельзя на что-то обменять, оно из других категорий. Есть люди, которые пьют по утрам чай из корней одуванчика, чистят чакры и идут на сатсанг, делая на ходу пранаяму, но такие при этом несвободные и мелочные, что лучше бы наркотиков съели.  :biggrin: И наоборот. Жизнь – самая традиционная техника, и в ней случается всё что угодно, но вряд ли осознанно сидящий на диете будет осознанно есть пряники.

Было много попыток докопаться до сути с помощью химического ключа, в том числе с интегрированием в форму традиционных практик, но здесь будет полезна одна аналогия: мы наблюдаем сейчас ряд экологических бедствий на планете из-за того, что когда-то что-то изменили, например, повернули реку. Искренне хотели как лучше, но из-за узости мышления, незнания факторов, законов, взаимосвязей, по которым живёт вся система, не видели, к чему ведут перемены. Любопытство и перспектива сиюминутной пользы затмевают желание учиться видеть глубже. То же самое в нашем сознании. Раз мы сами не можем запускать определённые механизмы и пользуемся для этого посторонними веществами, то мы просто не знаем себя.   :pardon:
Неизвестны законы – неизвестны последствия. Делая то, масштаб чего не объяли, мы вправе рассчитывать только на случайный, с нашей точки зрения, результат и процесс. Рамки восприятия расширились, а как в глубине себя приоткрыть основу для жизни в новом мире, превосходящую привычные схемы мышления – на этот вопрос не всегда хочется отвечать.

Как человек пользуется этим ресурсом – определяется его масштабом понимания, способностью распознавать. Если человек похож на ребёнка и не старается быть единым с глобальными процессами, происходящими «внутри» и «снаружи», то из всего, что попадает к нему в руки, будь то информация о духовной практике, психоделики или ещё что-нибудь, он будет строить себе игрушки для развлечения и ментально-чувственных удовольствий, потому что ему просто в голову не придёт об ином их назначении.
Вопрос не в том, что он практикует, а кто он.
Чтобы повзрослеть, надо выйти за границы надежд, страхов и прочих заморочек, переступить через себя, потерять кажущуюся стабильность – это как прыгнуть в воду с вышки. «Традиционная» техника отличается от «нетрадиционной» тем, что в первом случае глубина и дно на этом участке пути более-менее изведаны, и есть те, кто готовит к прыжку.

Может, ПАВ и использовались в древних инициатических мистериях, шаманских путешествиях и т.д., но есть основания полагать, что это был осознанный опыт, и изменению формы сознания отвечала метаморфоза его содержания, за чем следили опытные мастера. Люди знали, что там делать, и это отличалось от наших попыток так же, как отличается прочный мост на другой берег от заплыва в шторм «примерно туда же».   *ржунимагу*


Почему ты имеешь дело с сальвией? 

Сколько раз мы скрывались от себя с помощью специальных для этого дел и держались за них, пока они имели смысл, а когда он исчезал, придумывали новый? Сколько раз старались сбежать от скуки любой ценой, потому что в ней мы ближе к страху неизбежности ответа на самые главные вопросы, пусть даже ещё не озвученные? Для этого мы посещаем вечеринки, смотрим телевизор, ныряем в работу, хобби, ходим на йогу, читаем журналы...
Как часто мы чистым взглядом, без ухищрений, можем посмотреть на себя, не подменяя одно другим для наблюдения приятной взору картинки?
Сальвия искуственно создаёт условия для этого. Как будто кто-то пришёл, слегка встряхнул тебя, вывернул наизнанку  :spiteful:и показал, что все знания о мире, мнения на тот или иной счёт, отношение к чему-то, всё то, о чём мы сейчас говорили – по большому счету ничего не значат и относятся к реальному миру как рисунок к чистому листу бумаги. Нет ни «за», ни «против». Пойдёт дождь и смоет всё это. Что останется? Всё это – не мы и даже не наша собственность, мы просто взяли поносить на время, а потом наши персонажи целиком отправятся на вторсырьё.
Не важно, просыпались мы или спали, важно только то, спим мы сейчас или нет.
Это сальвия. Как на ладони видно, что приходит в первую очередь, когда начинаем собирать себя обратно по кускам, где эта грань между внутренним и внешним миром, что отделяет наше счастье от счастья остальных людей. Чем больше узнаёшь свою природу, тем честнее отвечаешь на вопросы «Кто я? В чём моё счастье? Что я для него делаю здесь и сейчас?» Это не реклама, а всего лишь взгляд на вещи, и должно восприниматься вместе со всем вышесказанным о психоделиках.

Сальвия оказывает похожий эффект на разных людей?  

Похожий ли эффект на разных людей оказывают они сами? А их отсутствие? Эффект разный на поверхности, одинаковый по сути. Это не путь, это усилитель, индикатор того, что внутри нас. Сквозняк может как выдуть из пещеры, так задуть ещё глубже. «Смотря куда ты хочешь идти»© кот из «Алисы в Стране Чудес».
Для некоторых это нежелательный болезненный опыт, в чём-то схожий с представлениями о смерти, но тут опять вопрос: кто мы, когда цыплёнок вылупляется из яйца? Скорлупа или цыплёнок? Или сам процесс перехода?

В любом случае, ответ на вопросы не лежит в той плоскости, в которой они заданы, какие бы слова умные ни звучали, и как бы ни пытались его ухватить. Как если бы сейчас подошёл кто-то, послушал бы наши речи, искренне рассмеялся и сказал: «И кому всё это надо? Охота пройтись по своим заморочкам? Ну бегайте – всё равно ничего не получится. Есть что-то важнее, чем мы. Вот оно...» А на вопрос: «Что нам делать?» ответил бы: «Будьте счастливы!» И нам не останется ничего другого, как любить этот мир, понимать его и действовать так же искренне, как растёт этот тополь. :)



Дима “nothing to be”
– «психонавт со стажем», продавец легальных ПАВ.
Вопросы задавала Наталья Сандер.
Литературная обработка Светланы Криволаповой.

Полностью цикл интервью читайте в новом номере киевского журнала «YOГА».
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Расскажи друзьям!



Страниц: [1]

Комментарии:

Онлайн Chipchik

Мужской
Цитировать
Возможно ли сочетание традиционных техник, типа медитации, с приемом психоделиков?
:alien: :biggrin:

Онлайн }{OM

местный
ЕЩЁ очень важно что сказал Сидерский.


Андрей Сидерский

Мастер йоги




     - Духовный опыт и психоделики. Есть ли между ними что-то общее?


 

     - Стоп. Духовный опыт или мистический? Духовное развитие и психоделики? Ничего общего. Психоделики ведут к получению и накоплению мистического опыта, но к духовному развитию не имеют и не могут иметь никакого отношения вообще.

 

     - Объясните, пожалуйста.


 

     - Мистический опыт — это переживание. А духовный опыт — это осознавание. И от получения мистического опыта до превращения его в духовный опыт — как от Земли до Луны. Это очень длительная, серьезная и кропотливая работа. Сами по себе психотропные препараты ни к какому духовному развитию привести не могут. Они могут только дать смещение диапазона восприятия, в результате чего человек получит впечатления, опыт и информацию, с которыми он не в состоянии справиться. Чтобы с этим справляться, нужно правильное сопровождение, нужен большой опыт, накопленный в линии передачи знания о том, как это делать, как учить людей осознавать те или иные аспекты  мистического опыта. Без такого сопровождения ничего не происходит.

 

    - А как же состояния любви, ясности, чистого света, которые достаточно часто случаются в процессе? Что они могут означать?

 

     - Это аспекты мистического опыта. Но когда человек снова переходит в «нормальное» состояние, он получает прежний способ взаимодействия с миром. Возможно, ему даже становится тяжелее ориентироваться в текущей реальности. И он стремится уйти «туда» от реальной жизни, которая выстроена, чтобы мы максимально адекватно учились осознавать.

 

     - Есть ли возможность сочетать психоделики с традиционными способами саморазвития? С медитационными техниками, например?

 

     - Все зависит от подхода, от человека и ситуации. Но опыт говорит мне, что препараты мешают. С помощью правильно выстроенной практики, влияющей на соответствующие процессы  в организме, можно выбраться на более высокие уровни доступа к мистическому опыту. При таком естественном входе развивается способность осознавать этот опыт. Это уже напрямую ведет к тому, что принято называть духовным развитием, к выходу в те сферы, где информация не привязана к каким-либо ограничивающим ее работу аспектам. Психотропные вещества очень грубо влияют на химизм процессов, тонко отстроенный с помощью практики.

     Возьмем следующую аналогию. Представьте себе здание, в котором большинство людей находится на первом и втором этажах. Кто-то умудряется найти скоростной лифт, сразу въезжает на пятнадцатый этаж. Человек, принимающий психоделики, поднимается до пятого этажа, с последующим спуском обратно. Но если человек с пятнадцатого принимает психоделики, его снова сбрасывает на пятый этаж, где можно ходить до бесконечности — там существует много разных лабиринтов. Человек проводит жизнь в получении самых разных впечатлений, но они не ведут к переходу на более высокие этажи. А для того, кто побывал выше, ситуация будет явным ограничением. Мне было очень неприятно — мое привычное состояние «повышенной этажности» было временно переключено на более «низкоэтажные» состояния, которые я проходил годы тому назад с помощью практики.

     С помощью психоделиков можно «запудрить» себе мозги, но не развить их. Для развития нужен контроль, осознание, правильные действия, оптимизация работы систем и органов, которые обеспечивают возможность обрабатывать информацию. Нужно научиться изменять режимы работы мозга, осознанно включать дополнительные функции, которые работают на подсознание и сверхсознание.

 

     - А на начальных этапах? Для смещения восприятия?

 

     - Я принципиально против применения препаратов даже на начальных этапах для так называемого «смещения» восприятия. Смещение можно произвести с помощью практики, при этом еще параллельно и оздоравливая человека. Препараты расшатывают восприятие и психику, в то время как нужны стабильные изменения, которые оставят человека адекватным в социуме и жизни, поскольку главная наша функция — осознавать «здесь и сейчас», а вовсе не «болтаться» в каких-то высоких материях и сферах.
Все высшие материи находятся в каждом моменте жизни.

 

     - Что означает быть адекватным?

 

     - Это еще Патанджали написал: «Когда зрящий пребывает на уровне самосознания». Во всех остальных случаях он в каше неконтролируемого поведения своего ума, суетливо блуждающего в путанице мыслей и эмоций.

     Установить контроль над поведением ума можно без бросков, без спадов, следующих за бросками, без подрыва физиологии, без отравления организма и без психоэмоциональных эксцессов. Можно идти четко и последовательно, ступенька за ступенькой. Если пользоваться химией, то  получается не шаг, а прыжок на ступеньку, где под ногами отсутствует поверхность, и человек падает обратно. И неизвестно, на предыдущую ступеньку он попадет или непонятно куда.

     Также я не принимаю отождествление практики и религии. Люди придумали религию, чтобы лучше себя обманывать — ибо жизнь большинства является самообманом. Людям нравится обман, они в нем живут — там тепло и уютно. Либо они страдают, так как им нравится страдать. Но к развитию способности осознавать, к способности сделать весомый вклад в эволюционный процесс вида Homo Sapiens — то, ради чего мы здесь —   отношения это не имеет…

     Нужно отличать учение от религии… Религия есть прежде всего инструмент управления социумом. Это «надгосударственный инструмент», который был разработан в процессе эволюции социума. И не нужно смешивать то, что говорили мудрые, с тем, что написано в книгах. Банальный пример — Евангелие, догматы, принятые церковью. Император Константин собрал народ на Никейском Соборе, они просмотрели все имеющиеся записи, выбрали нужное, выбросили оттуда «лишнее», добавили, что посчитали нужным — получилось четыре Евангелия. Когда мы читаем апокрифы, например,  Евангелие от Никодима или от Иуды, которые не были откорректированы Константином и его коллегами, то обнаруживаем нечто весьма отличное от точки зрения официальных доктрин…

 

     - Трактовка зависит от пишущих?

 

     - Зависит от властей. История Советского Союза как пример. Что происходило  — и что было написано?.. История — это история, люди — это люди, социум — это социум. И социуму нужен не субгосударственный, а надгосударственный механизм управления, чтобы можно было контролировать государственное устройство. В Средневековой Европе все правители подчинялись папе римскому, хотели они того или нет. Все коммунистические страны подчинялись Советскому Союзу. Поэтому о религии как таковой говорить не будем. А что касается практики, того, что оставили нам мудрые люди — это совсем другие вещи…

 

     - Как сделать шаг к развитию тем людям, которые активно употребляют разные средства и тратят на это годы и годы, считая, что занимаются собственным духовным развитием? И считают это Путем.

 

     - Пусть считают. Они не спрашивают у меня рекомендаций, и я не буду их давать. Если человек придет и спросит у меня, что ему делать, я скажу, что конкретно в его ситуации делать. Людей много, они разные, одному нужно одно, другому — другое. Общее — это согласиться с  тем, что человек сам себя обманывает. Но люди так не считают, потому что им там хорошо. Это их выбор, их способ двигаться в направлении самоуничтожения как информационного существа.

 

     - То есть измененные психоделиками состояния сознания самоценности не имеют?

 

     - Никакие состояния не имеют самоценности, если они не привязаны к развитию способности осознавать. Осознавать не только само состояние, но и себя в нем. Осознавать — и затем понимать, то есть уметь объяснить. Часто в результате приема психотропных веществ человек воспринимает реальности многомерных квантово-вероятностных пространств, но интерпретировать, объяснить и понять это бессилен. Потому что наша «понималка» — интерпретационный аппарат — предназначена для обработки информации трехмерного шаблона фактической пространственной реальности. Чтобы понять произошедшее, нужно не только осознать, но  и упростить до такой степени, чтобы трехмерный интерпретационный аппарат справился с концепциями, которые будут извлечены из реальности многомерных информационных пространств. Залезть туда с помощью галлюциногенов и психотропных препаратов можно, а вот вытащить информацию, вернуться, разложить и изложить ее, и что-то сделать на основе этой информации — тут возникает вопрос, и не один…

     Повторюсь еще раз, мы сюда приходим для того, чтобы выполнять волю Божью — структурировать осознание, чтобы быть ячейками самосознания в иллюзии текущей реальности. В этом смысл эволюции общего сознания вида Homo Sapiens. Тут нужны другие инструменты и другие уровни управления энергией. Применение психотропных средств никак не способствует усилению ни органических, ни энергетических составляющих. Даже наоборот. А действия по «правильному» изменению качества функционирования всей системы нарабатываются по-другому. Сдвиги восприятия осуществляются за счет использования «психотропных» веществ, которые вырабатывает организм. Правильная практика не только увеличивает их выработку, но и развивает у человека способность пользоваться их наличием в организме именно для того, что принято именовать «духовным развитием».

     В практике есть специальные методы, способствующие синтезированию этих веществ, выделению и вбрасыванию в кровь — все это учтено. А параллельно практика еще развивает систему так, что последняя может адекватно справляться с информацией, получаемой в результате сдвигов диапазона восприятия, вызываемых их воздействием. Либо еще один вариант: за дело должен взяться кто-то другой. Палками, пинками, ласковыми словами или чем-то еще следить за восприятием и интерпретациями человека, использующего психотропные средства, за очищением организма от продуктов метаболизма и восстановлением всей системы. Иначе будет то, что происходит сплошь и рядом. Люди получают какой-то опыт, но тело начинает рассыпаться, и они не способны справиться с тем, что на них «сваливается» в сдвигах — кусковато-разнородно-бестолково составленными картинками. В итоге к 30-35 годам человек приходит к пониманию, что нужно начинать сначала, имея подорванную органику и рассыпавшуюся энергоинформационную составляющую. А все эти способы получения мистического опыта (заметьте, не духовного!) перекрывают изначальный источник энергии
в системе. Иногда бывает, что человек приходит к подобному пониманию, когда ему уже жить не на чем.

 

    - А как же Карлос Кастанеда?

 

     - Кастанеда умер не в очень старом возрасте от тяжелой, мучительной и изнурительной болезни. И самые ценные места в его книгах — это интерпретации и объяснения. Опять же по сюжету Дон Хуан ему говорит, что если бы он не был таким тупым, его не нужно было бы «сдвигать» с помощью психотропных веществ.

     В книге «Путешествие в Икстлан» мы читаем:

«С полной очевидностью я осознал: мое первоначальное предположение относительно принципиального значения психотропных растений — ошибка. Они вовсе не являются важным аспектом магического описания мира, они лишь помогают свести воедино разрозненные части этого описания. Просто в силу особенностей характера я был не в состоянии воспринимать эти части без помощи растений. Упорно цепляясь за привычную версию реальности, я был глух и слеп к тому, что дон Хуан пытался внедрить в мое сознание. И только эта моя нечувствительность заставляла его использовать в моем обучении психотропные средства.»

     Тот же Карлос Кастанеда, в беседе с Сэмом Кином в 1976 году для журнала «Psychology Today»:

«Дон Хуан использовал психотропные растения только в среднем  периоде моего ученичества, из-за того что я был тупым, все усложняющим и нахальным. Я держался за свое описание мира так, как если бы оно было единственной правдой. Психотропы создали брешь в моей системе глосс. Они уничтожили мою догматическую уверенность. Но я заплатил огромную цену. Когда клей, скреплявший мой мир, растворился, мое тело было ослаблено, и у меня ушли месяцы на восстановление сил.»…

     …«Он сказал, что мне было бы бесполезно пытаться видеть без помощи психотропных растений. Но если бы я вел себя как воин и ВЗЯЛ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, я бы не нуждался в них; они только ослабили мое тело.»…

Онлайн V++

Мужской Psytribe
07.03.2014, 08:11 | Правка: 07.03.2014, 08:16
}{OM: забавно, как раз сегодня вспоминал об этом старом интервью, о том, что рассказывал Сидерский (и решил его поискать на псайтрайбе, было тут или нет?) — и очень многое отзывается, согласен и с разницей между мистическим и духовным опытом, и про «этажи» эти его — очень точная метафора, и даже про «начальные этапы»: опыт показывает, что у людей, которые идут в глубинные практики, часто бывают проблемы с тем, что можно было бы назвать «фиксированием точки сборки» (разбуженные энергии, которые фигачат в разные приятные или не очень «путешествия», но очень слабая связь с телом и с этой реальностью) как раз, если в прошлом он сильно торчал на веществах.

В общем, сейчас еще больше с этой статьей соглашусь, чем пять лет назад. С Сидерским, я имею в виду. У него, конечно, несколько специфическое для меня мировоззрение (та самая картина мира) по отношению к некоторым вопросам нашей реальности, но в целом, не привязываясь к словам — очень верно пишет, на мой взгляд, совпадает во многом с собственным опытом.

Недавно как раз эту тему обсуждали — о важности заземления, когда идешь в практику (в глубинную медитацию, в первую очередь) и в Тонкое (и еще дальше), и что бывшие психонавты здесь — в «группе риска».

Пелевин еще вспомнился, из одного интервью, тоже когда его спросили про примерно это же:

«Большинство моих друзей, да и я сам, давно поняли, что самый сильный психоделик - это так называемый чистяк, то есть, трезвый и достаточно дисциплинированный образ жизни. Тогда при некоторой подготовке снимается проблема непримиримого противоречия между трипом и социальной реальностью. Понимаешь, что есть только трип между прошлым и будущим, именно он называется жизнь».

Онлайн V++

Мужской Psytribe
Вот еще, очень и очень резонирующее мнение по теме — Кен Уилбер (я так понимаю, это транскрипт какой-то устной беседы, судя по всему, да еще и с очень странным переводом):


Многие люди погружаются в медитацию, медитативные состояния и начинают пренебрегать всем, что принадлежит внешнему миру. Они могут пренебрегать деятельностью в мире, они могут пренебречь вопросами сохранения окружающей среды, они могут пренебречь своими семьями, своими супругами, своими сыновьями, своими дочерьми и т. д. И это печально известная ловушка на медитативном пути, ибо часть того, что ты делаешь — ты следуешь за этой нитью к высшей самости; и поэтому образуется мощный полюс, магнит, притяжение, тонкое и утончённое. Но до времени этого предельного освобождения, которое затем захватит все эти сферы, ты можешь придти к исключению всего этого крайне и весьма жёстким образом. И если это случается, то, попросту говоря, столько в твоей жизни разваливается на части, так что у тебя едва ли получается заниматься медитацией.

Так что, опять же, это в некотором роде немного более интегральный подход: сие не значит, что вы, опять-таки, обязаны в совершенстве овладеть всеми этими областями, это значит лишь, что вам следует следить за ними, не увлекаться излишне одной из них до такой степени, что это приводило бы к поражению или патологии других областей. Чаще всего, это отношения. И второе, вероятно, это реальная работа в мире, труд, например. Посему всё это следует учитывать. Это настоящая проблема…

И вы знаете, оборотная сторона этого… в некотором роде грубый вариант… пристрастие к наркотикам — это самый классический пример. Пристрастие к изменённым состояниям. И сами состояния, они как бы хороши сами по себе. Я имею в виду, что блаженный кайф героиновых наркоманов — это по-настоящему проба на вкус каких-то потенциально необычайных измерений, но совершаемая таким образом, который гарантирует катастрофу. Это не принятие всех секторов и всех измерений в расчёт, и посему это действительно приведёт к беде, что очень и очень быстро происходит.

Психоделики сами по себе, если использовать исключительно их в качестве духовного пути, — исходя из моего опыта, лучше всего преуспевают те люди, которые совмещают нерегулярные психоделические переживания — в качестве способа «открыть глаза» — с какой-нибудь духовной практикой, которая не зависит от этого. И люди, которые не… люди, которые используют только лишь психоделические вещества, склонны становиться почти что мертвецами в пространстве: они словно бы видели столь много кинофильмов о тонком измерении, что они в определённом смысле становятся им пресыщены.

Также отмечу, что окончательной реализации с помощью лишь психоделиков, насколько мне известно, не происходит; я никогда не видел никого, кто бы так достиг состояния окончательного освобождения, — ибо это попросту требует развития, а не просто лишь изменённых состояний. Стало быть, можно получить очень глубинные озарения, но они, как правило, переходны и временны. И люди будут продолжать возвращаться к применению психоактивного вещества, и рано или поздно токсические эффекты вещества перевешивают пользу от него. И многие мировоззрения, которые, как я заметил, они производят, представляют собой нейрологический шум, возникший из-за побочных токсических продуктов, — насколько я могу судить. Посему нужно быть осторожным в отношении этого.
Страницы: [1] | Наверх↑

« предыдущая тема следующая тема »
Перейти в: