Psytribe — это открытое сообщество любителей музыки psychedelic trance, goa и chill-out. Мы посещаем тематические мероприятия и общаемся о культуре нового времени.

Уровни Грейвза и спиральная динамика

Ulissa 05.04.2008, 13:47 26598 35

Клэр Грейвз (Clare W. Graves) — американский ученый, был профессором психологии в Унион-колледже (штат Нью-Йорк). Исследование, которое он начал в 1952 г, и продолжал в течение трех десятков лет (практически вплоть до своей кончины в 1986 г), имело своей целью "извлечь смысл из противоречащих друг другу концепций в области науки о поведении человека". Действительно, в этой области создано немало солидных, подкрепленных многочисленными исследованиями теорий — какая из них "правильная"? (Ответ: все правильные. Вопрос, в каком именно смысле они правильны и как они соотносятся друг с другом?)

Грейвз решил выбрать некоторую область человеческого поведения, относительно которой существуют серьезные разногласия, множество разных точек зрения, и посмотреть, что можно сделать. Он выбрал для этого концепцию "психически здорового человеческого существа". (Популярная тема в 50-х гг в США — тут можно вспомнить концепцию "самоактуализировавшегося человека" по А.Маслоу, "полнофункциональной личности" по К.Роджерсу и т.п.) Важно понимать, что Грейвза интересовало не столько содержание этих концепций, сколько то, как они взаимодействуют между собой.

В качестве "подопытных" он использовал студентов, изучавших под его руководством курс психологии личности. В течение восьми лет (с восемью разными наборами студентов) он собирал данные. В первой части курса студенты просто обсуждали между собой (и под наблюдением Грейвза) концепцию "здоровой личности", формулируя свои мнения. Затем они писали и подавали ему изложение своей концепции.

Дальше начиналось самое интересное.

Грейвз случайным образом формировал из студентов группы, где каждому предстояло защитить свою концепцию (сам исследователь обычно наблюдал за этим процессом через зеркальное стекло, оставаясь невидимым для группы). Потом студенты снова излагали на бумаге свою позицию, объясняя, как и под влиянием чего она изменилась или же почему она осталась прежней.

Затем все повторялось еще раз, но теперь Грейвз знакомил студентов с различными взглядами на этот вопрос, принадлежавшим признанным авторитетам в данной области.

В заключение Грейвз лично беседовал со студентами, обсуждая, как и что в течение данного курса влияло на изменение их убеждений. Письменные работы студентов он показывал независимым экспертам (каждый год разным), предлагая "классифицировать эти взгляды — по любому признаку, если это возможно."

Результаты были ошеломляющими.

В первых исследованиях большинство предъявленных концепций поведения "здоровой личности" попадало в две категории с двумя подкатегориями в каждой:

"жертвенная" категория ("меняю себя, приспосабливаясь к миру"): пожертвовать чем-то, чтобы получить награду позднее ("нужно усердно работать, чтобы добиться чего-то; вести праведную жизнь, чтобы попасть в рай");

пожертвовать чем-то, чтобы получить что-то другое сейчас же ("я иду в кино с другом, но не на тот фильм, на который хочу я, а на тот, на который хочет он, чтобы получить его признательность").

"экспрессивная" категория ("меняю мир, приспосабливая его к себе"): выразить, проявить себя, как я хочу, расчетливо и за счет других;

выразить себя, как я хочу, но не за счет других людей.

В исследованиях начала 60-х гг Грейвз получил доступ к более широкому кругу испытуемых и ему удалось выделить еще одну "экспрессивную" категорию (следы которой, фактически, присутствовали и в ранних данных), а именно: "выразить себя импульсивно, любой ценой". ("Мир — это джунгли, где выживает сильнейший, и каждый нормальный человек это знает") и получить данные, указывавшие на "жертвенную" категорию, которую можно было бы описать как "приспосабливаю себя к базовым, экзистенциальным принципам мира."

Анализируя данные, Грейвз выявил множество зависимостей поведения субъектов от их убеждений о "нормальной личности". Например, представители группы "жертвую сейчас ради награды позднее" легче изменяли свои суждения под влиянием мнения авторитетов. А те, кто принадлежал к группе "проявляю себя за счет других", изменялись лишь под влиянием информации, которую добывали сами. Принадлежащие к группе "выражаю себя, но не за счет других" реагировали на информацию независимо от источника.

Однако удивительнее всего было другое.

Когда убеждения субъекта изменялись, то они изменялись не случайным образом, а в определенной последовательности.

Категория "выразить себя импульсивно, любой ценой" переходила в "пожертвовать чем-то, чтобы получить награду позднее". В свою очередь, эта категория переходила в "проявляю себя обдуманно, за счет других", она — в "жертвую одним сейчас ради другого сейчас же", а эта — в "выражаю себя, но не за счет других".

В течение нескольких лет Грейвз продолжал исследования своих "подопытных". Он провел их через множество разнообразных психометрических тестов, имитационных проблемных ситуаций и пр. Особенно показательными оказались результаты тестов на гибкость поведения (испытуемым предъявлялись проблемные ситуации, y которых есть много возможных решений). Результаты, показанные испытуемыми, прямо зависели от того, где в последовательности категорий они находились.

Так, группы, составленные из людей, относившихся к последней, шестой категории ("выражаю себя, но не за счет других"), генерировали больше решений проблемы, чем все остальные группы, вместе взятые! Кроме того, качество их решений было лучше, и приходили они к ним быстрее. И при этом результаты других тестов не показывали никаких существенных отличий ни в интеллекте, ни в темпераменте, ни в чем-то другом.

Десятилетия дальнейших исследований привели Грейвза к построению того, что он называл "скачкообразной, циклической, спиральной моделью развития взрослой психобиосоциальной системы". По мнению Грейвза, человеческая природа движется по пути развития от одного равновесного состояния к другому. Каждое состояние добавляет новые элементы к тому, что было до него, одновременно образуя базу для следующего состояния. Каждый такой "уровень человеческого существования" определяет свой уникальный набор фильтров восприятия, предлагая конкретную систему взглядов на мир, конкретную систему ценностей. Что, в свою очередь, ведет к разным процессам принятия решений, принципам организации, идеологии и т.п.

Вот краткое описание "уровней существования", проявившихся до настоящего времени.

1. "Охотники-одиночки". Экспрессивный тип. Цель - биологическое

выживание. Работают только базовые биологические инстинкты - голод,

размножение и т.п.

2. "Племя". Жертвенный тип: индивидуальность приносится в жертву выживанию

племени. Цель - безопасность, выживание племени, семьи. Мир

воспринимается полным духов, загадочных сил, которые следует ублажать.

3. "Боги и герои". Экспрессивный. Попытка гиперреализации себя,

импульсивно, любой ценой. Цель - личная власть, расширение сферы

контроля. "Мир - это джунгли, выживает сильнейший". Время великих

путешественников и героев.

4. "Жертва ради идеи". Жертвенный. "Пожертвовать чем-то, чтобы получить

награду позднее". Свои желания приносятся в жертву идее, высшему

порядку. Чувство долга. Цель - стабильность, порядок, соблюдение

ритуалов. На этом уровне появляются крупные религии, преследование

ересей и т.п.

5. "Большая игра". Экспрессивный. "Проявляю себя обдуманно, в том числе и

за счет других" Реализация себя в конкуренции с другими, причем

собственно процесс ценится выше результата. "Проигравшему потом

возвращают проигрыш, чтобы сыграть еще раз." Появляется

профессиональный спорт, конкурсы красоты и т.п. Цель - успех, влияние.

6. "Человек превыше всего". Жертвенный. "Жертвую одним сейчас ради другого

сейчас же". Жизненное кредо - "бесплатных пирожных не бывает".

Внимание к потребностям других людей. Появляется концепция экологии.

"Давайте лишимся завода, но будет чистый воздух". Цель - гармония,

взаимный рост, сотрудничество.

7. "Интеграция". Экспрессивный. "Выражаю себя, но не за счет других."

Стремление к интеграции конфликтов, удовлетворению всех потребностей.

Цель - независимость, свобода, достоинство, интеграция в глобальную

систему. Системный подход, учет контекста.

8. "Глобальное сознание". Пока что характер этого уровня не вполне ясен.

Жертвенный тип. Приспособление себя к базовым принципам устройства

мира. Глобальное сообщество, восприятие человечества как целого,

интеграция на уровне культур.



Теория Грейвза предполагает, что 7-й уровень является первым уровнем "второго яруса" систем. Если теория верна, то их должно быть тоже шесть, в определенном смысле отражающих первые.

Каков механизм перехода биопсихосоциальной системы от одного равновесного состояния к другому? Грейвз считал, что функционирование каждого уровня связано с определенными структурами человеческого мозга. Так, поведение системы на первом уровне (биологическое выживание) связано со структурами мозга, отвечающими за периодические по своей природе, жизненно важные физиологические потребности организма. (Фактически, Грейвз еще в 1971 г постулировал существование таких структур). Он считал, что структуры мозга, обеспечивающие функционирование уровней, различны и активизируются существенно разными типами стимулов.

1-й уровень — безусловные рефлексы, инстинкты.

2-й — условные рефлексы (И.Павлов).

3-й — инструментальное кондиционирование (Б.Скиннер)

4-й — наказание и поощрение, вина (З.Фрейд)

5-й, 6-й — обучение, социальное обучение (А.Бандура)
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Расскажи друзьям!



Страниц: [1] 2  Все

Комментарии:

Онлайн Ulissa

Женский местный
СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА И ВОЛНЫ БЫТИЯ

Первые шесть уровней — это «уровни выживания», ознаменованные «мышлением первого порядка». Затем происходит эволюционный сдвиг в сознании: возникают «уровни бытия» и «мышление второго порядка», у которых есть две основных волны. Ниже краткое описание всех восьми волн, процент населения для каждой волны и процент общественной власти, которой каждая из них обладает.

1. Бежевый: архаически-инстинктивный. Уровень базового выживания; приоритетны пища, вода, тепло, секс и безопасность. Использует привычки и инстинкты для выживания. Отдельная самость едва пробуждена и едва поддерживается. Чтобы поддерживать жизнь, формируется в группировки по выживанию.
Где встречается: первобытные сообщества, новорождённые младенцы, лица со старческим слабоумием, лица на поздней стадии болезни Альцгеймера, психически больные бездомные люди, голодные массы, люди с нервным истощением в боевых условиях. Примерно 0,1% взрослого населения, 0% власти.

2. Фиолетовый: магически-анимистический. Анимистическое мышление; магические духи, добрые и злые, населяют землю, насылая благословления, проклятия и заклинания, которые предопределяют события. Формируется в этнические племена. Духи обитают в предках и связывают племя. Родственные связи и происхождение устанавливают политические связи. Звучит «холистично», но на деле очень атомистично: «есть название для каждой излучины ручья, но нет названия для самого ручья».
Где встречается: вера в «проклятия Вуду», кровные клятвы, древняя вражда, амулеты удачи, семейные ритуалы, магические этнические верования и суеверия; силён в условиях стран третьего мира, в бандах, спортивных командах и корпоративных «племенах». 10% населения, 1% власти.

3. Красный: боги силы. Впервые — возникновение самости, отделённой от племени; властный, импульсивный, эгоцентрический, героический. Магически-мифические духи, драконы, чудовища и могущественные люди. Архетипические боги и богини, могущественные существа, силы, с которыми надлежит считаться — и с добрыми, и с злыми. Феодальные лорды дают протекцию холопам взамен на подчинение и труд. Основа феодальных империй — силы и славы. Мир — это джунгли, полные опасностей и хищников. Завоевать, перехитрить, доминировать; наслаждается собой полностью без сожалений и угрызений совести; быть здесь в настоящем моменте.
Где встречается: кризисный период «двухлетнего ребёнка», бунтующая юность, менталитет переселенцев, феодальные королевства, эпические герои, враги Джеймса Бонда, лидеры банд, солдаты удачи, нью-эйджевский нарциссизм, неуправляемые рок-звёзды, Атилла Завоеватель, «Повелитель мух». 20% населения, 5% власти.

4. Синий: мифический порядок. У жизни есть смысл, направленность и предназначение, причём итоги предопределены всемогущественным Другим или Порядком. Праведный Порядок принуждает к кодексу поведения, основаны на абсолютистских и негибких принципах «правильно» и «неправильно». Нарушение кодекса или правил вызовет серьёзный, возможно бесконечный резонанс. Следование кодексу приведёт праведника к награде. Основа древних наций. Ригидные социальные иерархии; патриархальность; один и только один правильный способ мыслить обо всём. Закон и порядок; импульсивность контролируется посредством чувства вины; конкретно-буквалистская и фундаменталистская вера; подчинение правилам Порядка; в сильной степени конвенциональность и конформизм. Нередко «религиозный» или «мифический» [в мифически-членском смысле; Грейвз и Бек называют это «святым/абсолютистским» уровнем], но может быть и секулярный или атеистический Порядок или Миссия.
Где встречается: пуританская Америка, конфуцианский Китай, диккенсовская Англия, сингапурская дисциплина, тоталитаризм, кодекс рыцарства и чести, благотворительные хорошие поступки, религиозный фундаментализм (например, христианский или исламский), бойскауты и гёрлскауты, «моральное большинство», патриотизм. 40% населения, 30% власти.

5. Оранжевый: научные достижения. На этой волне самость «уходит» от «стадной ментальности» синего и ведёт поиски истины и смысла в индивидуалистических терминах — гипотетико-дедуктивных, экспериментальных, объективных, механистических, операциональных — «научных» в обычном смысле слова. Мир — это рациональная и хорошо смазанная машина с законами природы, которые можно выучить, освоить и которыми можно манипулировать в своих собственных целях. Высоко ориентирован на достижение, особенно (в Америке) на материальные ценности. Законы науки управляют политикой, экономикой и людскими событиями. Мир — это шахматная доска, на которой играются игры, в которых победители получают преимущество и привилегии над проигравшими. Рыночные альянсы; манипулирование земельными ресурсами ради стратегических выгод. Основа корпоративных государств.
Где встречается: эпоха Просвещения, «Атлант расправил плечи» (Atlas Shrugged) Айн Ранд, Уолл-стрит, возникающий по всему миру средний класс, индустрия косметики, охота за трофеями, колониализм, Холодная война, индустрия моды, материализм, секулярный гуманизм, либеральный личный интерес. 30% населения, 50% власти.

6. Зелёный: чувствительная самость. Коммуны, скрепление человеческих отношений, экологическая чувствительность, социальные сети. Человеческий дух должен быть освобождён от корысти, догматизма и разобщённости; чувства и забота предшествуют холодной рациональности; прославление земли, Геи, жизни. Противостоит иерархии; устанавливает горизонтальные связывание и отношения. Проницаемая самость, реляциональная самость, групповое сцепление. Акцент на диалоге, взаимоотношениях. Основа сообщества по ценностям (то есть свободно выбираемая принадлежность, основанная на разделяемых пристрастиях). Принимает решения посредством примирения и консенсуса (минус: нескончаемая «обработка» и неспособность принимать решения). Обновить духовность, привнести гармонию, обогатить человеческий потенциал. Строго эгалитарные, антииерархические, плюралистичекие ценности, социальное конструирование реальности, диверсификация, поликультурализм, релятивистские системы ценностей; мировоззрение зачастую называется плюралистическим релятивизмом. Субъективное, нелинейное мышление; демонстрирует более глубокую способность к эмоциональной теплоте, чувствительности и заботе к Земле и её обитателям.
Где встречается: глубинная экология, постмодернизм, голландский идеализм, психологическое консультирование по Роджерсу, канадская здравоохранительная система, гуманистическая психология, теология освобождения, кооперативное познание, Совет мировых церквей, «Гринпис», движение за права животных, экофеминизм, постколониализм, Фуко/Деррида, политкорректность, движение за культурное разнообразие, проблемы прав человека, экопсихология. 10% населения, 15% власти. [Заметьте: это 10% населения мира. По подсчётам Дона Бека, около 20—25% населения США находится на зелёном уровне.]

С завершением зелёного мема человеческое сознание готово к квантовому прыжку в «мышление второго порядка». Клэр Грейвз назвал его «судьбоносным скачком», благодаря которому «пересекается пропасть смысла невероятной глубины». В сущности при второпорядковом сознании человек может думать в обоих направлениях — и вертикально, и горизонтально, используя и иерархии, и гетерархии (и ранжирование, и связывание). Человек, тем самым, впервые приходит к способности живо ухватить весь спектр внутреннего развития и, таким образом, увидеть, что каждый уровень, каждый мем, каждая волна жизненно важна для здоровья всей Спирали.
По моему выражению, каждая волна «трансцендирует и включает». Иными словами, каждая волна превосходит (или трансцендирует) свою предшественницу, однако включает или охватывает её в собственной структуре. Например, клетка трансцендирует, но включает молекулы, которые трансцендируют, но включают атомы. Говорить, что молекула превосходит атом, значит говорить не то, что молекулы ненавидят атомы, а то, что они любят их; они обнимают их в своей собственной структуре; они включают их, но не маргинализируют. Точно так же, каждая волна бытия суть фундаментальная составная часть всех последующих волн, — таким образом, каждую следует лелеять и обнимать.
Более того, каждая волна сама может быть активирована или реактивирована по требованию жизненных обстоятельств. В кризисных ситуациях мы можем активировать драйвы красной силы; в ответ на хаос нам может потребоваться активировать синий порядок; при поиске новой работы нам могут понадобиться драйвы к оранжевым достижениям; в браке или с друзьями — тесное зелёное связывание. Все эти мемы вносят что-то важное в качестве своего вклада.
Но то, чего ни один первопорядковый мем не способен сделать самостоятельно, так это полностью оценить существование других мемов. Каждый из первопорядковых мемов считает, что его мировоззрение является единственно верной или лучшей перспективой. Если поставить его под вопрос, он реагирует отрицательно; он брыкается при помощи доступных ему методов, когда бы ему ни угрожали. Синий порядок чувствует себя очень некомфортно и с красной импульсивностью, и с оранжевым индивидуализмом. Оранжевый индивидуализм считает, что синий порядок для неудачников, а зелёный эгалитаризм слаб и плаксив. Зелёный эгалитаризм не может легко сносить преуспевание и ценностное ранжирование, большие картины, иерархии или что бы то ни было, что напоминает авторитаризм, и тем самым зелёный сильно реагирует на синий, оранжевый и всё, что после зелёного.
Всё это начинает меняться с мышлением второго порядка. Поскольку второпорядковое сознание полностью осознаёт внутренние стадии развития — даже если оно не может технически верно их сформулировать, — оно отступает назад и схватывает большую картину, и тем самым второпорядковое мышление ценит ту необходимую роль, которую играют все эти различные мемы. Второпорядковое сознавание мыслит в терминах общей спирали бытия, а не просто в терминах какого-то одного уровня.

Обширное исследование Грейвза, Бека и Ковэна указывает на то, что существует по меньшей мере две основных волны у этого второпорядкового интегрального сознания:

7. Жёлтый: Интегративный. Жизнь — это калейдоскоп естественных иерархий [холархий], систем и форм. Гибкость, спонтанность и функциональность имеют высшую приоритетность. Различия и множественности могут быть интегрированы во взаимозависимые естественные потоки. Эгалитаризм дополняется естественными степенями ранжирования и преуспевания. Знание и компетентность должны заменить власть, статус или групповую чувствительность. Превалирующий всемирный порядок является результатом существования различным уровней реальности (мемов) и неизбежных паттернов движения вверх и вниз по динамической спирали. Хорошее управление облегчает возникновение новых единиц через уровни возрастающей комплексности (вложенная иерархия). 1% населения, 5% власти.

8. Бирюзовый: Холистический. Универсальная холистическая система, холоны/волны интегративных энергий; объединяет чувство со знанием; множественные уровни взаимопереплетены в единой сознательной системе. Универсальный порядок, но в живой, сознательной форме, а не основанный на внешних правилах (синий) или групповых связях (зелёный). «Великое объединение» [«теория всего» или Т.В.] возможно в теории и действительности. Иногда сопровождается возникновением новой духовности как сетчатой структуры всего бытия. Бирюзовое мышление использует всю Спираль; видит множество уровней взаимодействия; определяет гармонию, мистические силы и вездесущие потоковые состояния, которые пронизывают любую организацию. 0,1% населения, 1% власти.

С менее чем 2% населения с мышлением второго порядка (и только лишь 0,1% на бирюзовом уровне) второпорядковое сознание относительно редко, поскольку сейчас оно является «передовым краем» коллективной эволюции человечества. В качестве примеров Бек и Ковэн перечисляют список, включающий концепцию ноосферы П. Тейяра де Шардена, теории хаоса и комплексности, универсальное системное мышление, интегрально-холистические теории, плюралистическую интеграцию Ганди и Манделы, причём частота встречаемости всё возрастает и даже ещё более высокие мемы ждут нас в недалёком будущем.

Прыжок к сознанию второго порядка
Как Бек и Ковэн отмечают, второпорядковое мышление должно возникнуть в условиях сильного сопротивления со стороны мышления первого порядка. На самом деле, вариация постмодернистского зелёного мема с его плюрализмом и релятивизмом активно борется против возникновения более интегративного и холистического мышления. И всё же без второпорядкового мышления, как указывают Грейвз, Бек и Ковэн, человечеству суждено оставаться жертвами глобальной «автоиммунной болезни», в которой различные мемы сражаются друг с другом в попытке установить своё превосходство.
Именно поэтому многие аргументы на самом деле являются не вопросом более точных объективных данных, а вопросом субъективного уровня спорящих. Никакое количество оранжевых научных данных не убедит синих мифических верующих; никакое число зелёных связей не производит впечатление на оранжевую агрессивность; никакое количество бирюзового холизма не вытеснит зелёный плюрализм — пока индивиды не окажутся готовы к дальнейшему развитию по динамической спирали раскрытия сознания. Именно поэтому «межуровневые» дебаты редко приходят к разрешению и все стороны чувствуют себя проигнорированными и неоценёнными.
Сходным образом, ничто из того, что может быть сказано в этой книге, не убедит вас в том, что теория всего возможна, если вы уже не соприкоснулись с бирюзовым цветом на вашей когнитивной палитре (и тогда вы будете практически на каждой странице думать: «Я уже это знал! Я просто не знал, как это сформулировать»).

Как мы уже говорили, первопорядковые мемы обычно противостоят возникновению мемов второго порядка. Научный материализм (оранжевый) агрессивно редукционен в отношении второпорядковых конструкций, пытаясь редуцировать все внутренние стадии до объективных нейрональных фейерверков. Мифический фундаментализм (синий) зачастую с яростью относится к тому, что он воспринимает как попытку спросить его данный Порядок. Эгоцентризм (красный) вообще игнорирует второй порядок. Магический (фиолетовый) пытается его сглазить. Зелёный обвиняет второпорядковое сознание в авторитаризме, ригидной иерархичности, патриархальности, маргинализировании, притеснении, расизме и сексизме.
Зелёный стоял во главе культурологических исследований в течение последних трёх десятилетий. Вы, вероятно, уже узнали многие из стандартных клише зелёного мема: плюрализм, релятивизм, разнообразие, поликультурализм, деконструкция, антииерархичность и т.д.

С другой стороны, плюралистический релятивизм зелёного благородно расширил канон культурологических исследований, чтобы включить ранее маргинализированные народы, идеи и нарративы. Он действовал чувствительно и заботливо, пытаясь переодеть социальные неравноправия и избежать исключающих практик. Он был ответственен за основные инициативы в области гражданских прав и экологической защиты. Он разработал сильную и зачастую убедительную критику различных философий, метафизики и социальных практик конвенционально-религиозного (синего) и научного (оранжевого) мемов с их нередко исключающими, патриархальными, сексистскими и колониальными предубеждениями.
С другой стороны, сколь эффективной бы ни была критика дозелёных стадий, зелёный уровень попытался направить свои пушки и на все постзелёные стадии с наиболее неудачными результатами. Это сделало очень сложным и зачастую невозможным для зелёного продвижение к более целостным, интегральным конструкциям.

Онлайн Ulissa

Женский местный
для тех, кому все вышеизложенное показалось оторванным от жизни философствованием - напомню, что теория уровней сознания и спиральная динамика по сей день успешно используется в практике управления коллективами во всем мире - коллективная психология оказалась одной из эффективнейшей точек приложения спиральной динамики, эти знания оказались очень полезными для выяснения баланса коллектива, решения сложных вопросов среди сотрудников фирм, и успехов на переговорах, в том числе и в политике, и тд.

(хотя меня лично она интересует прежде всего в рамках индивидуальной и общечеловеческой эволюции сознания ;))

Онлайн Abyrvalg

Мужской местный
Классификация мышления 2го порядка представляется достаточно странной, но вполне допускаю, что она эффективна с практической точки зрения.

Онлайн Лысый

Мужской
да, точка зрания науки на жизнь иногда бывает интересна =) Но тем не менее это всего лишь точка зрения, попытка логично и стройно описать очень мутные и нечеткие вещи по своей сути

Онлайн SkAzOchNik

Мужской местный
Улисса, сколько времени тебе надо, чтобы подчинить волю другого человека? =)

Онлайн Ulissa

Женский местный
не знаю, не пыталась :biggrin:

Онлайн Allende

Мужской местный
для тех, кому все вышеизложенное показалось оторванным от жизни философствованием
Парой абзацев выше в приведенном тобой тексте уже содержится ответ на этот вопрос.

Онлайн Ulissa

Женский местный
Парой абзацев выше в приведенном тобой тексте уже содержится ответ на этот вопрос.

на какой вопрос?)
в смысле, чего-то я не увидела в этой конкретной фразе вопроса))

Онлайн Ulissa

Женский местный
Юмористическое и самое короткое описание уровней спиральной динамики от одного чела из сети:


====================мышление первого порядка====================
бежевый.частное выживание в агрессивной среде. бывает, когда болят зубы.
фиолетовый. выжили. теперь объединение рода, суеверное шаманство, жертвоприношение богам посредством ритуальной кастрации.
красный. объединились-накопили? отдай! "вы все пидарасы, а я - Д'Артаньян and I'll be back!" конан-варвар. Анастасия Заворотнюк.
синий. тюрьмы для красных, закон, порядок, религия, секса нет, потому что все в строю.
оранжевый. деньги. рынок. бизнес. реклама. лексус. фаберже. челси. ms windows.
зеленый. предел для НЛП. надоело прыгать с небоскребов? сорви цветочек у обочины. все люди братья. самое скверное ругательство: "у вас спина белая" "у тебя карта - территория!!!"
====================мышление второго порядка====================
желтый. тошнит от скучных цветочков. Миссия. потоковое состояние. системный моск.
бирюзовый. мы в ответе за планету. мы - это все, что движется.


(это типа для тех, кто не совсем вкурил)))

Онлайн bee

Мужской
а чего, хорошо себя прописать по уровням.

Онлайн Ulissa

Женский местный
29.07.2008, 13:53 | Правка: 29.07.2008, 14:04
ЭВОЛЮЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ


Построена ли система уровней спиральной динамики по принципу холархии? Необходимо ли для того, чтобы находиться на, скажем, зеленом уровне иметь доступ и комфортно себя чувствовать на всех предыдущих уровнях, включая красный? Другими словами - если я люблю всех и каждого, то должен ли я для этого быть способным и уметь дать в морду?


Напомним, что принцип холархии, или еще говорят холоархии, считается характерным и неотъемлемым способом организации процесса эволюции чего угодно. Любой объект во Вселенной является т.н. холоном - совокупностью каких-то своих частей и одновременно частью какой-то большей системы. Живая клетка состоит из молекул и является частью живого же организма. Слово состоит из букв и является частью предложения. Семья состоит из мамы-папы-сына и живет семья вместе с другими семьями в доме номер 16, образуя сообщество ответственных владельцев жилой площади.

Работы по эволюционному развитию по принципам холархии берут свою основу в теории эмерджентной эволюции, возникшей в 20-х годах XX века, основными представителями которой являются К.Ллойд-Морган и С. Александер. Известный философ и практик Кен Уилбер проанализировал работы этих исследователей и многих других из различных областей знаний и смог непротиворечиво объединить в единую целостную систему их открытия и теории, основанные на многолетних исследованиях. Одним из следствий такого анализа и явилась концепция холархического развития Эволюции.


Вот как пишет сам Уилбер о холархии:

«Это термин Кестлера для обозначения иерархии. Сегодня иерархия обладает плохой репутацией, потому что люди принимают иерархии доминирования за естественные иерархии. Естественная иерархия - это просто порядок возрастания целых единиц, например, от частиц к атомам, от атомов к клеткам, от клеток к организмам; или от буквы к слову, потом к предложению, а затем к параграфу. Целое на одном уровне становится частью на другом. Иными словами, нормальные иерархии состоят из холонов. И поэтому, как считает Кестлер, иерархию следует называть "холархией". И он абсолютно прав. Действительно, все процессы роста, от материи до жизни и разума, происходят как естественные холархии или как увеличение порядка, холизма, целостности - целые становятся частями новых целых - и это естественная иерархия, или холархия» [Кен Уилбер. КИВ]


Кроме того каждый холон обладает уникальными, говорят - эмерджентными, свойствами, которыми не может обладать ни одна из его частей. Живая клетка способна вырабатывать полезные для организма вещества, молекула сама по себе не может. Слово всегда обладает смыслом, в отличие от буквы. Мужчина и женщина способны создать новую жизнь, родив ребенка, и не способны сделать это поодиночке. Т.е. каждый следующий уровень в холархии способен на нечто совершенно невообразимое для уровня предыдущего.


Рассмотрим уровни спиральной динамики с точки зрения принципов холархии, которых два:
1. Каждый уровень включает в себя и имеет доступ ко всем способностям предыдущего.
2. Каждый уровень обладает уникальными способностями, которые непосильны предыдущему уровню или о которых он даже совершенно не подозревает.

Каждый уровень спиральной динамики мы будем рассматривать с двух точек зрения - со стороны генезиса человечества и генезиса современной личности.


ФИОЛЕТОВЫЙ

Начнем с фиолетового, поскольку бежевый мы считаем началом отсчета и бежевый нельзя рассматривать в сравнении с предыдущим уровнем. Итак, для того, чтобы жить ради племени, необходимо собственно жить. Поэтому каждый член племени обладает навыками выживания, и племя, так или иначе, проводит обучение детей этим навыкам. Кроме этого есть исторические свидетельства о том, что в первобытных племенах принципиальная возможность выжить была критична для новых членов общества - детей-инвалидов и слабых детей просто убивали. Обладает ли фиолетовый чем-то уникальным и недоступным для бежевого? Конечно. Это собственно социальность - обучение младших, сохранение знаний, партнерство, взаимовыручка. Возможно речь, язык будут являться самым ценным эмерджентным свойством на фиолетовом.

С точки зрения развития современной личности фиолетовый уровень проходит становление между 1 и 3 годами. Ребенку в это время важно ощутить свою причастность к семейным порядкам, понять свою роль как части семьи. Здесь важно смещение приоритетов с удовлетворения жизненно-важных потребностей (еда, тепло) на новую потребность - быть частью маленького общества, научиться выделять требования авторитетов мамы и папы, заметить и использовать закономерности (еще не правила, а просто приметы, последовательности событий, по которым тут все живут). Именно в это время ребенок научается говорить, т.е. получает нечто совершенно не являющееся необходимым для выживания как такового, но абсолютно необходимо для общения.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что холархические свойства присущи фиолетовому уровню. Я умею выживать, и я впервые являюсь частью общества.


КРАСНЫЙ

Время красных героев приходит тогда, когда через несколько поколений стабильной жизни племени новые члены перестают понимать, зачем собственно и для кого нужно чем-то тут жертвовать? Они забыли, что племя собралось вместе, чтобы выжить. Выживание - естественно доступно. И более того! Качества здорового тела - сила, ловкость, выносливость - на переходе от фиолетового к красному стали культом и объектами мастерства и совершенствования. Поэтому сильный и ловкий Я уже беспрекословно не стремлюсь выполнять задания хилых и старых старейшин, Я понимаю, что это все устарело, Я считаю себя умнее. Несет ли в себе красный наследие фиолетового и бежевого? Да. Из выживания сделан культ, инстинкты превращены в совершенство владения своим телом. Осталось чувство принадлежности к своему клану, народу, только теперь "Государство - это я", и это не я принадлежу клану, а это МОЙ клан, МОЙ народ. Приобрел ли красный эмерджентные свойства? Да. Это свобода. Личная свобода чтобы завоевать мир. Фиолетовый не помышляет о личной свободе и о мировом господстве.

В контексте генезиса личности красный уровень проходится ребенком в 3-6 лет. В этот период славный послушный детеныш превращается в упрямого и диковатого монстрика. Ребенок тестирует реальность, проверяет родителей с их правилами на прочность. "Не трогай зеркало!" Взгляд исподлобья, ручка продолжает тянуться к власти не над предметом, а над правилом. Я хочу это прямо сейчас, и я это получу только поэтому! Как далеко может пойти папа? Как далеко смогу пойти я? И вот зеркало в руке! Маленький, но очень гордый герой доказал себе свое право быть отдельной личностью! Пусть потом будет все что угодно! Но зато я есть! Я существую! Я - самостоятельная личность! Я сам! ПАПА, Я САМ!!! Распахнувшееся в груди пьянящее чувство личной силы, власти и свободы бесценно. И это - уникальное достижение красного.

Стоит обратить внимание на два способа отношения представителя красного к фиолетовому внутри себя. На начальном этапе возможно отрицание фиолетового, негативное отношение ко всему коллективному. Но в случае, если не происходит фиксации, решаются проблемы и развитие продолжается, то происходит интеграция. Об этом говорят амулеты, заклинания, суеверия и приметы, эти красочные "фиолетовые" побрякушки – атрибуты красного героя.


СИНИЙ

Люди объединяются против красного хаоса вокруг высокой и благородной цели - установить главенство Закона! Имеют ли адепты синего доступ к предыдущим уровням? Синие должны иметь достойную силу для защиты своего порядка, и у синих есть армия с благородными генералами, которые отдают свою жизнь служению установленной власти Закона. Поэтому обузданный и подчиненный красный уровень доступен. И пусть фиолетовое язычество подвергнуто всеобщему осуждению, но иногда кое-кто завязывает узелок на память и никто, конечно же, не начинает серьезных дел 13-го числа. Что касается бежевого... Бежевый важен для красного, но важен ли он для синего? Можно ли сказать, что принципиальный отказ от бежевых телесных инстинктов в ортодоксальных религиозных течениях является симптоматичным и говорит о том, что ранние уровни все чаще претерпевают не интеграцию, а отрицание? Самым характерным, но и самым нежизнеспособным проявлением синего уровня, возможно, будет монах-фанатик, истязающий свою "бежевую" плоть, отказавшийся от "фиолетового" идолопоклонничества и смиренно подставляющий левую щеку после "красного" удара по правой. Это пример отказа, отрицания всех достижений нижестоящих уровней. Но если не происходит подобной фиксации на синем уровне, то эти люди будут защищать свою красную собственность, чувствовать фиолетовое единство с собратьями по вере и пути и использовать накопленные смыслы для того, чтобы проще удовлетворять свои бежевые потребности в хорошей еде и крепком сне.

В случае рассмотрения развития ребенка синий уровень раскрывается в 7-8 лет. Сознательное соблюдение внешних правил, уважение авторитетов становятся основой, делают возможным школьное образование. Я (А.Б.) помню, как идя в первый класс, я испытывал с одной стороны трепет перед учителями и невозможно огромными 10-ю годами обучения впереди, но с другой стороны я был горд своей форменной одеждой и тем, что я, как все мои сверстники, иду под зонтом (был дождь), сжимая букет гладиолусов. Вот - мама, вот - папа, вот - я. Все в мире было правильно, и так должно было оставаться всегда. Я знал, что в школьной столовой нужно кушать все, чтобы соображали мозги, что если дорогу перебежала черная кошка, нужно плюнуть три раза через плечо и идти дальше, что если меня кто-нибудь обидит, то я, не смотря ни на какие запреты, дам ему в нос.

Итак, человек с синего уровня в случае проработанной личностной истории имеет доступ ко всем предыдущим уровням. Речь идет о доброкачественном синем уровне, без фиксаций и отрицаний. Еще у синего есть нечто новое - твердое чувство осмысленности происходящего, чувство порядка и правильности, уверенности в будущем. Требования холархического развития соблюдены.

Качественно проработанные и проинтегрированные предыдущие уровни являются предпосылкой для уровня следующего. Фиксация, отрицание, вытеснение-проекция достижений предыдущих уровней создают препятствие для устойчивого дальнейшего развития. Давайте посмотрим, как это проявляется на следующих уровнях.


ОРАНЖЕВЫЙ

Оранжевая наука - это стремление найти решения загадок, с которыми человек сталкивается на предыдущих уровнях. Это красный наскок на фиолетовые тайны природы с целью оформить ответы и гипотезы в синие таблицы и графики. Непроработанный синий уровень делает невозможным проявления оранжевого. У меня (А.Б.) есть опыт работы с компаниями, красные собственники которых продолжают управлять разрастающимся бизнесом по принципу "рубану шашкой". Сотрудники приходят скучать на работе за зарплату, изредка испытывая кавалеристские атаки руководства. И когда красные собственники по большей части случайно попадают на оранжевые семинары о стратегическом планировании, они возвращаются и пытаются прорубить это шашкой в своей организации (потому что то, что они слышали на семинаре - это круто). Но синего порядка, исполнительской дисциплины нет, поэтому сотрудники профессионально спускают инициативу руководства на тормозах, зная, что все равно руководство через месяц увлечется чем-нибудь другим. Иногда оранжевые производят слишком много синего. Тут опять речь идет о проработанности, адекватности использования достижений предыдущих уровней. Если оранжевый опирается на хорошо простроенный синий, то он будет твердо заземлен смыслами и умением удерживать структуру.

Оранжевые очень любят комфортно и с удовольствием смотреть зрелищные фильмы со спецэффектами о красных героях. Потому что в их жилах течет красная кровь не только в буквальном смысле. Мировое господство впервые стало так возможно. Сначала в пределах своей рыночной ниши, а потом, глядишь и... устранить конкурентов можно теперь аккуратно и без кровопролития, просто купив их бизнес. а иногда устранение конкурентов бывает проведено со всем возможным цинизмом и жестокостью и даже заканчивается госпитализацией конкурента, и это все оранжевый. Вместе с тем в нем сохраняется и красный уровень, который проявляется в том, что этот человек владеет компанией, ресурсами, людьми, и чувствует что это все – его собственность.

Оранжевые, яркие оранжевые, должны быть хладнокровны и расчетливы, чтобы их жизнь не превратилась в проблеск летящей звезды. Для этого они должны по-бежевому заботиться о своем здоровье, выбирать диеты, посещать фитнес-центры. И заботиться о здоровье - это очень модно в оранжевом мире. Кроме того, само по себе явление моды, престижа и гламура, основанные на вещевом фетишизме, проявляются очень даже фиолетово. Но фиолетовый здесь поставлен на коммерческую основу и приносит баснословные барыши оранжевым организаторам, провоцирующим и подпитывающим фиолетовый спрос.

В личном развитии оранжевый период с окончания школьных времен, со времени полового созревания, может затянуться на всю жизнь. Потому что мы живем в преимущественно оранжевом мире, и эти ценности не только повсеместно доступны, но считаются единственно достойными. Ставить под сомнение порядки этих взрослых! Ломать правила! Но не с самоцелью их уничтожения, а для того, чтобы взять их под собственный контроль. Кроме этого существует очень сладкое чувство личной способности постичь законы этого мира. Каждая переоткрытая собственным циркулем и линейкой школьная теорема утверждает оранжевые ценности в юной душе. Я могу! Я способен! У меня получается! Я это сделаю! Все, что мне нужно уже есть у меня - мой разум, моя уверенность, мой опыт, опыт моих учителей - тех, кто идет и шел по пути рационального знания. Мы не можем ждать милостей от природы! Великая техническая и научная революция, происходящая внутри разума подростка, сопровождается ускоряющимся развитием всего организма, переформированием нейронных связей. И вот уже мы видим самостоятельную новую личность, практически не имеющую ограничений, обладающую всеми инструментами для того, чтобы прогнуть под себя изменчивый мир.

Уникальные свойства оранжевого уровня - начало мультисистемного подхода. Оранжевому важно создать работающую на его личное благо большую сложную систему. Для этого мышление должно выйти на известную сложность, подчиниться соображениям целесообразности. А целесообразность выше правил, синие правила создаются под цели, и могут быть изменены в мгновение ока, если поменялась цель. Оранжевый не подчиняется правилам, он подчиняет правила себе, гибко манипулируя ими.

Итак, оранжевый обладает эмерджентными свойствами мультисистемности. Оранжевый, имеющий опору на все предыдущие уровни будет твердо стоять на ногах и активно развиваться.


ЗЕЛЕНЫЙ

Давайте вернемся к изначально сформулированному вопросу статьи. Может ли у качественно простроенного уровня быть доступ к способностям всех предыдущих уровней? Как мы видим из предыдущего анализа - может. Каждый уровень спиральной динамики обладает навыками всех предыдущих и собственными эмерджентными свойствами.

Теперь о зеленом уровне. Почему такой миролюбивый зеленый, которому по идее должно быть присуще сопереживание, сочувствие и тотальное понимание, так критикует избирательное оранжевое целеполагание, которое привело людей одновременно к проблемам с экологией и к вершинам эволюционного прогресса? Почему зеленые начинают неадекватно, агрессивно и нелепо устанавливать правила в контексте политкорректности и толерантности? Почему зеленые не допускают самым принципиальным образом никакую красную импульсивность и агрессию?

Иногда среди тех, кого мы сейчас под одну гребенку называем зелеными, встречаются очень колоритные персонажи, которые используют язык зеленых ("мир во всем мире!"), они курят травку и говорят: "Be cool!" Здесь же призывы вернуться "назад в пампасы", где люди были удивительно счастливы. Это вовсе не зеленые. Конечно же это старые добрые фиолетовые. Зеленый адекватно присутствует здесь и сейчас на этом этапе развития человечества, стремясь экологизировать ту реальность, в которой мы живем, и осознавая, что в фиолетовых обществах не было ни следа того равноправия и взаимного уважения, которое досталось человечеству с таким трудом.

Если каждый уровень проработанно и интегрально сочетает в себе достижения уровней предыдущих, то тоже самое можно и должно ожидать и от зеленого. Теперь посмотрите на те проявления зеленого, которые мы наблюдаем сейчас. Можно ли с уверенностью сказать, что зеленый усвоил все необходимые уроки, которые формулирует Эволюция? Да, зеленый уровень вполне проявлен в современном обществе, но можно ли сказать, что этот зеленый является зрелым и совершенным, если считать зрелостью и совершенством качественно проинтегрированные навыки предыдущих уровней?

В работах Д-ра К.Грейвза характеристики уровней, соответствующих желтому, бирюзовому и впоследствии - кораловому, сформулированы во многом теоретически. Точно так же мы можем сформулировать характеристику зеленого уровня в смысле его холархичности – как интеграция предыдущих достижений плюс эмерджентность. Те, кто с уверенностью считают себя владельцами зеленых ценностей, или даже второпорядкового мышления, обратите внимание – может быть имеет смысл найти и проработать что-то, что не получило должного всестороннего развития.

Итак, зеленый может уважать всех живущих людей, их убеждения и свободу на их проявление. Он может быть разносторонне образован и адекватно зарабатывать деньги, заботясь о своем и общем благосостоянии. Зеленый может мыслить системно и ясно представлять позицию большей, чем он сам и его собеседник, системы. Зеленый может уважать всевозможные законы и правила, проводя адекватную политику разделяющей мудрости, узнавая проявления вытесненной и спроецированной теневой несвободы и недвусмысленно и агрессивно реагируя на такие проявления в интересах большей системы. Люди на зеленом уровне могут видеть целостность и единство во всех проявлениях людей и природы. Они едины с природой. Они заботятся о своем здоровье и следуют стремлениям своей души.

Мы не знаем в точности, когда и как это начинается, потому что сухие слова теории не играют тут никакой роли. Просто однажды ты откладываешь клавиатуру или останавливаешь машину, смотришь куда-то в сторону, и это воспринимается как остановка бегущего времени, чего буквально недавно ты не мог даже помыслить для себя. Сумасшедший поток событий, который мгновение назад с огромной скоростью нес тебя, и в потоке которого ты, бывало, чувствовал себя на вершине мира, вдруг становится чем-то лишним, не таким уж нужным и не самым важным. А самым важным и нужным тебе вдруг оказывается чье-то доброе слово или ласковый взгляд. И ты вспоминаешь лица людей, молодых и старых, далеких и близких, обстоятельства встреч и разлук, вспоминаешь тепло чьей-то руки, ты смеешься и грустишь, думая обо всем этом, и вдруг… Вдруг ты понимаешь, что твои чувства не менее реальны, чем все, что ты привык считать реальностью. То, что наполняет тебя, твой внутренний мир, твои чувства, твои переживания, отношения, понимания – все это составляет важную часть твоей жизни, которой ты придавал не самое должное значение раньше. И ты хочешь узнать о своем внутреннем мире больше, и ты знаешь, кто поможет тебе в этом – твои друзья, твои близкие, все люди вокруг, у которых можно многому научиться, которые перестали для тебя быть конкурентами, а стали потенциальными друзьями. Впереди будет много самых разных событий, но ты будешь хранить верность таким минутам, верность прекрасному остановившемуся мгновению, показавшему тебе новый мир.

На нашем эволюционном пути нам предстоит много пониманий и трансформирующих изменений. Людям имеет смысл следовать, пути развития, включая и превосходя все, что было достигнуто человечеством до нас и проявляя новые, уникальные свойства, присущие новым уровням. Нам надо найти способы органично вплести в наши навыки целеполагание и эффективность, осмысленность и порядок, смелость и напор, целостность и доверие, силу и здоровье. Эволюция продолжается.


(c) Баляев А.Е., Евдокимов П.В.

Онлайн Лысый

Мужской
одно знаю, что всем этим балаболам-гуманитариям неплохо было бы давать для развития стройности в мозгах конкретный курс математики, логики и физики с программированием, чтобы они научились более чОтко, ясно и кратко излагать свои мысли =)

Онлайн Anima

местный
Эт точно =)

Онлайн Лысый

Мужской
сказал Анима :biggrin:

В принципе к подобным текстам стоит перед каждым высказыванием добавить "возможно", "вероятно", "с некоторой долей вероятности" и "мы предполагаем, что"

Химия кстати не столь точна, как математика и IT, логичные как фраза "кило колбасы - 200р", она частично интуитивна и "гуманитарна", зато дала нам психоделическую наркореволюцию 20 века :biggrin:

Онлайн Anima

местный
Попросил бы =)

Бывали и интегральчики по замкнутому контуру, и эпюры крутящих моментов  :biggrin:

Хотя химия интереснее математики =)

Онлайн Лысый

Мужской
29.07.2008, 15:46 | Правка: 04.08.2008, 14:26
да, математика конечно великая наука...

Онлайн Orange Psycho Girl

Женский местный
Извини, конечно, но ты заебал.

Онлайн neutrino

местный
Люк, респект! Так им, бездельникам!  :yess:  :P

Онлайн FLuR

Мужской местный
Бывали и интегральчики по замкнутому контуру, и эпюры крутящих моментов  :biggrin:
:shok:
зачеееем тебе это? :biggrin:
Страницы: [1] 2  Все | Наверх↑

« предыдущая тема следующая тема »
Перейти в: